Совершенной и целомудренной христианке следует не только не стремиться к привлекательности, но прямо ненавидеть ее. Знайте, что вы губите брата своего, когда, представляя глазам его свою красоту, порождаете в нем похотливые желания. В душе он уже совершил то, чего пожелал, и вы становитесь для него мечом убивающим. Хотя прямой вины тут на вас нет, ненависть вам за это обеспечена. Когда в чьем-то поместье совершается разбой, его хозяин в преступлении невиновен, но, так как о поместье идет дурная слава, пятно ложится и на его владельца. Мы будем украшаться, чтобы губить другого? А как же заповедь: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя"?
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 234
Oбъяснение афоризма:
Выражение Тертуллиана затрагивает сложные вопросы нравственного выбора и ответственности в отношениях между людьми, особенно в контексте христианской морали. Основная мысль цитаты заключается в том, что христианка (в данном случае) должна осознанно избегать стремления к внешней привлекательности, поскольку это может вызвать в других людей искажение желаний и греховные мысли.
Тертуллиан акцентирует внимание на том, что красота и привлекательность могут стать источником искушения для мужчин, что, в свою очередь, может повлечь за собой моральные последствия как для них, так и для самих женщин. Он использует метафору с разбойником, чтобы подчеркнуть, что даже если девушка не проявляет злого умысла, она всё равно может стать причиной морального падения других.
Кроме того, эта цитата также отражает идею о том, что личная ответственность включает в себя понимание влияния своих действий на окружающих. Христианские заповеди, наподобие «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», требуют от верующих любви и заботы о других, что в данном контексте подразумевает заботу о духовном состоянии и благополучии ближних.
Важно отметить, что такие идеи Тертуллиана могут вызывать серьезные споры и критические обсуждения. Современные взгляды на самооценку, индивидуальные права и свободу выбора часто противопоставляются его мыслям, указывая на то, что внешняя привлекательность не является злом, а может быть просто одной из многих сторон человеческой природы. Этот текст можно рассматривать как часть широкой дискуссии о теле, морали и ответственности в религиозном контексте.