С точки зрения цели, неверно уподоблять истину непротиворечивости или считать ее продуктом ума. Истина — это благо, творимое исключительно для других, и, наоборот, ложно то, что неблагостно.

Нагарджуна

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 226

Oбъяснение афоризма:

Нагарджуна — один из самых значительных философов школы мадьямики в буддизме, и его работы имеют глубоко метафизический и этический подтекст. Процитированное вами выражение отражает несколько ключевых идей, которые стоит рассмотреть.

  1. Цель и истина: Нагарджуна утверждает, что истина не должна оцениваться только с точки зрения логической непротиворечивости. Это значит, что истинность утверждения не всегда определяется лишь его соответствием логическим нормам или внутренней последовательностью. Истина имеет более глубокий смысл, связанный с этическими и социальными аспектами.

  2. Истина как благо: Утверждение, что истина — это благо, означает, что она должна служить на пользу другим. В буддийской философии такое понимание истины подчеркивает ее связь с состраданием и этическими действиями. Истина должна облегчать страдания и способствовать благу общества.

  3. Ложное и благостное: Нагарджуна делает акцент на том, что можно считать ложным то, что не приносит благо. Это подчеркивает взаимосвязь между истиной и этическими ценностями: если что-то является ложным, оно не способствует благополучию других, и, следовательно, не может считаться истинным в контексте нравственной философии.

Таким образом, это высказывание подводит к мысли о том, что истина и этика неразрывно связаны, и истинные знания должны служить высшему благу, а не просто быть концептуальными конструкциями, лишенными социального или морального значения.