Вместо того чтобы разумом освещать и направлять свою жизнь, мы наваливаем на себя множество посторонних забот. Один заботится о здоровье своего тела и дрожит при одной только мысли заболеть; другой мучает себя заботами о своем богатстве; третий волнуется об участи своих детей, о делах своего брата, об усердии своего раба. Мы добровольно взваливаем на себя все эти ненужные нам заботы, и они ложатся тяжелым камнем на нашу шею. Ведь это все равно, как если бы человек захотел на парусном корабле переплыть через море. Он усаживается на берегу моря и ожидает попутного ветра. Проходит день за днем, а ветер дует все не тот, который ему нужен. — Господи!.. — восклицает он в отчаянии. — Когда же наконец подует попутный для меня ветер? — Когда ему заблагорассудится, милый друг, потому что Бог не тебя назначил распорядителем погоды. — Что же мне делать в таком случае? — Подчиниться тому, что не от тебя зависит, и улучшать в себе то, что зависит только от тебя. Разумно только об этом заботиться, а все остальное принимай так, как оно происходит. Ведь все остальное происходит не так, как ты хочешь, а как то Богу угодно.
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 220
Oбъяснение афоризма:
Данное выражение Эпиктета подчеркивает философию стоицизма, основывающуюся на разделении вещей на те, которые находятся в нашей власти, и на те, которые от нас не зависят. Основной смысл заключается в том, что многие из наших забот и тревог относятся ко второму типу — они вне нашего контроля. Вместо того чтобы тратить силы на беспокойство о том, что мы не можем изменить, стоично разумно сосредоточиться на том, что на самом деле в наших руках: наши мысли, поступки, отношение к событиям.
Эпиктет использует метафору с парусным кораблем, чтобы показать, что подобно тому, как мореплавателю не под силу управлять ветром, так и нам не под силу менять внешние обстоятельства и события. Вместо ожидания удачных условий (попутного ветра) нам следует действовать в рамках того, что мы можем контролировать — развивать разум, принимать происходящее и управлять своими реакциями на это.
Таким образом, центральное послание этого размышления заключается в том, что истинное спокойствие и счастье достигаются не через беспокойство о внешних факторах, а через принятие и самосовершенствование. Эпиктет призывает нас обратить внимание на внутреннее развитие, что позволяет достичь большей гармонии в жизни даже в самых сложных условиях.