Про меня говорят: "Зачем он, любя философию, остается богатым? Зачем он учит, что следует презирать богатства, а сам их накопляет? Презирает жизнь — и живет? Презирает болезни, а между тем очень заботится о сохранении здоровья? Называет изгнание пустяком, однако, если только ему удастся, — состарится и умрет на родине?" Но я говорю, что все это следует презирать, не с тем, чтобы отказаться от всего этого, но чтобы не беспокоиться об этом. Мудрец не любит богатство, но предпочитает его бедности; он собирает его не в своей душе, но в своем доме...
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 198
Oбъяснение афоризма:
Это выражение Сенека затрагивает ключевые темы стоицизма: отношение к богатству, жизни, здоровью и смерти. Он ставит под сомнение двойственность человеческой природы и показывает, что даже философ, стремящийся к мудрости, не может полностью избавиться от привычек и нужд материального мира.
-
Критика лицемерия: Сенека указывает на противоречие, когда люди, проповедующие презрение к богатству и светским наслаждениям, на деле продолжают стремиться к ним. Он подразумевает, что многие философы и мудрецы в истории говорят одно, но делают другое.
-
Скрытый смысл презрения: Важно отметить, что презрение к материальным вещам не означает полного отказа от них. Философ должен относиться к богатству, здоровью и жизни не как к самоцельным, а как к средствам, которые могут служить для достижения более высокой цели — мудрости и внутреннего спокойствия.
-
Приоритеты мудреца: Мудрец не отказывается от богатства просто ради отказа. Он понимает, что оно может быть полезно, но не должен позволять ему определять его жизнь и счастье. Сосредоточение на высших ценностях, таких как добродетель, мудрость или гармония с природой, позволяет мудрецу сохранять независимость от внешних обстоятельств.
-
Принятие человеческой природы: Сенека не призывает к аскетизму или отречению от жизни; он говорит об умении гармонично соединять свои материальные нужды с духовными стремлениями. Жизнь мудреца включает в себя понимание самого себя и своих желаний, что позволяет ему находить баланс между материальным и духовным.
В целом, высказывание Сенека отражает стоическое учение о важности внутренней работы над собой и необходимости находить гармонию между стремлениями и добродетелями, а не просто отвергать одно в пользу другого.