Существуют четыре вида мудрости: 1. Мудрость слуги: быстрота, находчивость, остроумие и проницательность в речи, но отсутствие в ней последовательности; способность разрабатывать учение, которое, однако, никому не нужно, нежелание считаться с правдой и ложью; 2.Мудрость ничтожного человека: лицемерие в словах, нарушение всех принципов в поступках, множество ошибок в делах. 3.Мудрость образованного совершенного человека: способность говорить мало, но прямо и сжато, способность излагать свои мысли по порядку, словно каждое слово нанизано на одну ниточку, и быть сдержанным. 4.Мудрость совершенномудрого: последовательность в изложении, способность целыми днями обсуждать причины тех или иных явлений, рассматривать их со всех сторон и в то же время сохранять единую последовательность.
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 165
Oбъяснение афоризма:
Это крылатое выражение Сюнь-цзы делит мудрость на четыре категории, каждая из которых отражает разные уровни понимания и общения, а также отношение к истине и действиям.
-
Мудрость слуги характеризуется умением быстро реагировать на ситуации, находчивостью и остроумием. Однако, несмотря на эти качества, слуга не обладает глубокой последовательностью в своих размышлениях. Эта категория мудрости может служить ярким примером поверхностного, но привлекательного подхода к знаниям и знаниям, который игнорирует более глубокие истины.
-
Мудрость ничтожного человека показывает, что даже если кто-то умеет говорить хорошо, это не обязательно означает, что его действия согласуются со сказанным. Лицемерие и ошибки в поступках делают такую мудрость безнравственной и бесполезной. Это предостережение о том, что слова сами по себе не являются показателем качества человека.
-
Мудрость образованного совершенного человека выделяется сдержанностью и способностью излагать мысли с ясностью и точностью. Такой человек говорит немного, но его слова взвешены и логически структурированы. Это мудрость, основанная на знании и понимании, с упором на качество, а не на количество.
-
Мудрость совершенномудрого представляет собой наивысший уровень мудрости. Она включает в себя глубокое и последовательное обсуждение различных аспектов проблем, что позволяет рассматривать их со всех сторон. Этот уровень мудрости подразумевает не только умение анализировать, но и умение видеть единство в этом анализе, что приводит к более полному пониманию.
Таким образом, Сюнь-цзы предлагает различные уровни мудрости как способ оценивать не только знания, но и способность применять их в жизни и общении, подчеркивая важность моральной стороны мудрости и понимания.