Когда Эмпедокл заметил Ксенофану, что мудреца найти невозможно, он ответил: "Так оно и есть, ибо человек, желающий найти мудреца, должен быть мудрым сам".
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 35 - 36
Oбъяснение афоризма:
Данное выражение Ксенофана касается философской мысли о мудрости и поиске истины. В нем содержится несколько ключевых моментов:
-
Поиск мудрости: Ксенофан утверждает, что стремление найти истинного мудреца не может быть успешным для того, кто сам не обладает мудростью. Это намекает на идею, что для распознавания мудрости в других людях необходимо самому иметь определенный уровень понимания и разума.
-
Отношение между учеником и учителем: Взаимосвязь между искателем знания и тем, кто это знание владеет, подчеркивает важность внутренней готовности и истинного желания учиться. Мудрость не передается просто так; она подразумевает активное участие и стремление к познанию со стороны ученика.
-
Философское размышление о природе мудрости: Ксенофан также указывает на относительность понимания мудрости. Желание найти мудреца может быть признаком стремления к познанию, но лишь тот, кто сам размышляет и действует мудро, способен распознать и оценить истинную мудрость других.
Таким образом, выражение подчеркивает важность саморазвития, внутренней искренности и понимания в поиске глубокой истины и мудрости.