Руссо и его ученики воображали, что если их идеи братства и не осуществляются, то это от материальных препятствий. ...Какое счастье, что все эти энтузиасты давно были схоронены! Им бы пришлось увидеть, что дело их не продвинулось ни на вершок, что их идеалы так и остались идеалами, что недостаточно разобрать по камешкам Бастилию, чтоб сделать колодников свободными людьми.

А.И. Герцен

Источник: Герцен А.И. Сочинения в двух томах. М.: "Мысль", 1986 г. cтр. 21

Oбъяснение афоризма:

Данное высказывание Александра Герцена облекает в себя критику утопических представлений о социальном прогрессе и человеческом счастье. Он обращается к идеям Жан-Жака Руссо и его последователей, которые верили, что невозможно благо и братство среди людей лишь из-за материальных препятствий и социального неравенства.

Герцен указывает на то, что даже если бы были разрушены физические символы угнетения (как, например, Бастилия во время Французской революции), это не решит коренных социальных и моральных проблем. Он подразумевает, что простое изменение внешних условий не приведет к внутреннему преобразованию людей и их моральных основ.

Таким образом, можно выделить несколько смыслов этого выражения:

  1. Критика утопизма: Герцен ставит под сомнение возможность достижения идеала счастья и братства только путем изменения внешних условий. Он считает, что изменение общества требует более глубоких преобразований, чем просто физическое устранение символов угнетения.

  2. Проблема человеческой природы: Автор намекает, что сама природа человека и его мышление не изменится только благодаря разрушениям и изменениям в политической структуре общества. Для подлинного прогресса необходимо изменение внутреннего мира людей.

  3. Исторический контекст: Герцен относится к тем, кто поддерживал утопические идеи, отмечая, что их мечты не были реализованы, и это, возможно, было бы болезненным осознанием для них, если бы они были живы в его время.

Таким образом, в данном высказывании представлен глубокий философский анализ недостатков антииронизма и утопического мышления, которые не учитывают сложность человеческой природы и общественных структур.