Эту идею внушают нам приверженцы христианства — будто все мы погрязли бы в пороках, если бы не придерживались христианской религии. А я полагаю, что как раз те люди, которые придерживались христианской религии, и отличались в большинстве своем вопиющей порочностью. Вы признаете, разумеется, тот любопытный факт, что, чем сильнее были религиозные чувства и глубже догматические верования в течение того или иного периода истории, тем большей жестокостью был отмечен этот период и тем хуже оказывалось положение дел. В так называемые века веры, когда люди действительно верили в христианскую религию во всей ее полноте, существовала инквизиция с ее пытками; миллионы несчастных женщин были сожжены на кострах как ведьмы; и не было такого рода жестокости, которая не была бы пущена в ход против всех слоев населения во имя религии.

Б. Рассел

Источник: Рассел Б. Почему я не христианин. М., Политиздат, 1987 г.

Oбъяснение афоризма:

Это выражение из работы Бертрана Рассела раскрывает его критику христианства и религии в целом как источников морали и этики. Рассел утверждает, что многие приверженцы христианства на протяжении истории использовали свою веру для оправдания жестокости и насилия, демонстрируя, что высокая степень религиозности не всегда коррелирует с моральной добродетелью.

В данном контексте Рассел обращает внимание на парадокс: традиционно считается, что религия, в частности христианство, является основой нравственности и моральных стандартов. Однако, по его мнению, именно в периоды, когда религия доминировала в общественной жизни, происходили наиболее ужасные акты насилия и преследований, такие как инквизиция и сожжение "ведьм".

Таким образом, Рассел критикует идею о том, что религия необходима для поддержания нравственности, указывая на то, что история показывает обратное. Он ставит под сомнение само представление о том, что без религиозных догматов люди неминуемо впадут в пороки, и приводит в качестве аргументов исторические факты.

Эта цитата иллюстрирует одну из ключевых тем философской критики религии — связь между верой и моралью, а также противоречия, возникающие между религиозными учениями и реальным поведением их последователей. Рассел призывает читателей задуматься о роли религии в общественной жизни и о том, как она может как формировать, так и искажать моральные нормы.